Мне работники раньше с завистью рассказывали про "отца Нивы" и его прислугу числящуюся в инженерах НТЦ, что они в США жили несколько лет с мотивировкой "испытаний жигулей". Я в посте "спасибо т. Брежневу за похороны оригинальных разработок" про это не писал, так как доказательства этому не было.
Но ситуация изменилась. Во первых, в жиже появился пост (1, 2) про гениальных советских инженеров, которым мешали советские начальники "творить" эту самую "ниву". Во вторых, в интернетах оказалась книга про "отца нивы" Мирзоева (Георгий Мирзоев / Кишкурно И. ; [ред.-сост. : Степанов А.Е.]. - Тольятти : ОАО "АВТОВАЗ", 2011. - 391 с. : фот. - (Творцы АВТОВАЗа ; вып. 5).), где "испытания жигулей" в США описаны подробно. Есть даже фотографии его в США.





Описание испытаний из этой книги.
С 1991 по 1993 год группы вазовских специалистов принимают участие в климатических испытаниях автомобилей на территории Канады и США. Испытания были южными (штат Аризона), горными (штат Колорадо) и северными (Капускейсинг, Канада). Пробеги эти были весьма протяжёнными и занимали несколько дней. В конце каждого дня пробега обсуждались все замечания участников пробега, анализировались причины и проводились изменения калибровок в контроллерах.
В рамках этих испытаний каждый год проводился так называемый «менеджментдрайв» – пробеги, по сути повторяющие испытательные, но с участием руководителей ВАЗа. Зимний «менеджмент-драйв» проводился лишь единожды в 1992 году, стартовал на испытательном полигоне GM в канадском городе Капускейсинг, провинция Онтарио, и завершился в Торонто. Вазовские руководители Гречухин, Коржов, Вершигора, Стоянов, Мирзоев и испытатель Закиев преодолели по территории Канады 700 километров. Примечательно, что для этого пробега по просьбе главного конструктора ВАЗа автомобили были закамуфлированы. Стараниями американской стороны на вазовских машинах, проходящих испытания, появились эмблемы Chevrolet.
Летних «менеджмент-драйвов» было три. Первый летний пробег состоялся в 1991 году… Начался он с того, что команда вазовцев застряла в Нью-Йорке по причине урагана, а когда удалось всё-таки долететь до Флинта, выяснилось, что 18 августа в СССР произошёл путч. Прошло ещё три дня, прежде чем российские специалисты были приняты американской стороной, покинули гостиницу и приняли участие в автопробеге. Он проходил по маршруту «Феникс (Аризона) – Большой Каньон (Колорадо)». В качестве камуфляжа на вазовских «десятках» была использована специальная «линованная» окраска и эмблемы Audi. Такой «камуфляж» применялся и в последующих американских пробегах.
Второй летний пробег состоялся на следующий год, в 1992-м (участвовали Сахаров, Стоянов, Коржов, Борис, Вайно, Мирзоев). Это был пробег со стартом на полигоне в Фениксе (штат Аризона) через Большой Каньон и финишем в Денвере (Колорадо).
Последний «менеджмент-драйв» прошел в 1993 году. Он стартовал из Денвера, прошел через Колорадо и финишировал в Лас-Вегасе. Температура в аризонской пустыне поднималась порой до 47 градусов, а перевал Эйзенхауэра в Скалистых горах Колорадо заставил путников подняться на высоту 3600 м. А после перевала участников ждала ещё и пустыня штата Невада… Общая протяженность маршрута составила 1500 миль (около 2400 км), а преодоление его заняло четыре дня.
Помимо указанных участников этих испытаний, в них участвовал также конструктор-двигателист Юрий Пашин – он был руководителем группы вазовских специалистов, постоянно работающей в США. Руководитель дорожных испытаний Анатолий Акоев работал на зимнем и на втором летнем «менеджмент-драйвах». Главный конструктор ВАЗа поучаствовал во всех проводившихся пробегах.
Испытания проходили все проектные автомобили – «классика», «Нива», «Самара» и «десятка». Новые двигатели в итоге получились мощными, экономичными, и надёжными. В основу надёжности были положены тщательность разработок, большой объём проверок на стендах, множество пробеговых испытаний в разных климатических условиях, где проверялись и уточнялись калибровки, а также использование опыта GM в вопросах электронного впрыска.
Из текста видно, что "испытание" начали до путча 1991 года, то есть еще во времена "совка", когда действовало горбачевское "ускорение", которое заключалось в давании свободы "творцам", только "творцы" сотворили не чудесные модели жигулей, а испытание жигулей в Нью-Йорке, где их точно не стали бы продавать, как минимум по политическим причинам. То есть они попросту истратили миллионы долларов данных советским правительством не на "оригинальные разработки", а на покупку джинс. Причем когда этому Мерзоеву с командой вредило советское правительство, то он почему то смог запустить в производство эту ниву, оригинальной конструкции.
Так что спасибо товарищу Брежневу за счастливое детство. Если бы он не "вредил" советским "творцам", то "ускорение" началась бы в году так 75 с последующим демократическим голодомором. Весь советский средний клас, то есть работники "умственного труда" или "творцы", были бессеребренниками на словах, что бы этим выбить потом себе серебро с "родины".